ТУРИЗМ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ                                                     Главная  Архив

Здравствуйте, мои дорогие ученики!

Продолжаем наши лесные уроки.

О том, что важно нам природу сохранить для нашего бизнеса, это мы неоднократно говорили (см. уроки УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ и ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ). Сегодня мы коснёмся такого понятия, как культурное наследие , объекты которого также зачастую являются важными туристскими ресурсами .

В 1972 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 году. Ратифицировали конвенцию в начале 1992 года 123 страны-участника, в их числе Россия.

Под культурным наследием в Конвенции понимаются памятники истории и художественного творчества, их ансамбли и достопримечательные места, имеющие выдающуюся, универсальную ценность с точки зрения культуры, науки и эстетики.

В рамках ЮНЕСКО действует Центр всемирного наследия, который ведёт Список объектов всемирного наследия . Главная цель Списка – сделать известными уникальные в своём роде объекты, имеющие выдающуюся универсальную ценность. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

В России также существует закон прямого действия «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Под охраной этого закона находятся недвижимые объекты культурного наследия. В соответствии с данным законом ведётся государственный учёт памятников по следующим основным их видам:
- памятники истории;
- памятники археологии;
- памятники градостроительства и архитектуры;
- памятники искусства.
Знаю, знаю, дорогие мои, что не все Вы, мои славные ученики, в России живёте. Для нас-то главное, что всё это ресурсы туристской индустрии, или, как экскурсоводы говорят, объекты показа . Вы, главное, в суть вникайте, да на ус мотайте. Теория-то общая, под любую страну подойдет.

Особую роль для развития культуры отводят музеям. Я им уже несколько уроков посвятила, да ещё, наверное, не один напишу ( МУЗЕИ И ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ , ЗИМНИЙ САД, ИЛИ МУЗЕЙ-ОРАНЖЕРЕЯ СВОИМИ РУКАМИ ) . Отдельное место среди них занимают музеи-заповедники . Это особо охраняемые историко-культурные территории с важными экологическими (природоохранными) функциями. Как правило, это музеи под открытым небом. Создаются они для обеспечения целостности и сохранности историко-культурных ансамблей и комплексов, памятников истории, культуры и природы, культурных и природных ландшафтов в их исторической и культурной среде.

Отечественное музееведение закладывалось в конце XIX - начале XX века. До революции музейному делу содействовали люди самых разных сословий – от царствующих особ до простолюдинов. Многие музеи создавались буквально всем народом.

Первые попытки музеефикации памятных исторических и природных территорий относятся уже к советскому времени, примерно 1920 – 1930 годам. Тогда советским правительством было издано распоряжение на базе национализированных наиболее ценных в историческом и культурном отношении усадеб, бывших монастырей и дворцово-парковых ансамблей создать специализированные музеи. Официальный же статус «музей-заповедник» был введен в 1960-е годы.

В западной культуре музей – это не только хранилище коллекционных ценностей, но и научно-исследовательское и образовательное учреждение. Хотя последние тенденции таковы, что музеи уже отходят от унификации и развивают формы «мягкой» музеефикации, что характеризуется расширением тематики экспозиций, изменением состава и профиля специалистов, привлечением общественности.

Понятное дело, все нововведения подвергаются критике, и даже поговаривают о кризисе в музейном деле. Тем не менее, именно сейчас идёт увеличение количества музеев, рост их посещаемости, да и в популярности тоже недостатка нет. Поэтому речь, скорее, должна идти не о кризисе, а о переосмыслении места музея в современной культуре.

С любовью к Вам,

Ваша Екатерина Москалюк.


Книга Екатерины Москалюк «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?»

 

26 Июл 2007


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать