НОВЫЕ ПРАВИЛА ТУРБИЗНЕСА                                                             Главная  Архив

Здравствуйте.

Долго не решалась я написать на эту тему, да вижу, что уже подпирает. В первую очередь информация эта касается тех, кто ведёт туристский бизнес (или собирается его вести) на территории Российской Федерации. Тем не менее, все мы в одной упряжке находимся, поэтому опыт соседа будет интересен и тем, кто находится по другую сторону границы от меня.

С 1 января 2007 года на территории России лицензирование туристской деятельности отменено. Теперь, обращаясь в турфирму, в первую очередь Вам следует поинтересоваться, имеет ли фирма свидетельство о внесении в реестр, которое выдается в Федеральном агентстве по туризму. Если нет, то её деятельность считается незаконной.

С 1 июня также вступил в силу новый Федеральный Закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", известный также в простонародье как «Закон о фингарантиях», который профессионалы окрестили «Законом о ФИГах». В соответствии с новой редакцией закона туроператоры должны будут ежегодно получать финансовую гарантию своей деятельности.

Новое законодательство обязывает российских туроператоров получить финансовое обеспечение в банке или страховой компании. Те туроператоры, которые работают на рынке въездного или выездного туризма, должны иметь размер обеспечения 5 млн. рублей, те же, кто ограничился внутренним рынком – 500 тыс. рублей.

Законотворцы утверждают, что новое законодательство должно обеспечить защиту прав и законных интересов потребителей туруслуг. Еще недавно недобросовестные туроператоры возникали и таяли, как миражи. Вступившие в силу правила финансовой гарантии предполагают, что в случае неисполнения туроператором своих обязательств любой турист может требовать за них компенсации. Главный критерий надежности – солидный стаж и опыт компаний. Теперь на стороне граждан и новый закон.

Компенсация будет выплачиваться как раз из предусмотренных в Законе средств в случае, если турфирма не выполнит обязанностей по перевозке и размещению своих клиентов. Вот только можно ли заменить деньгами испорченный отдых, вопрос спорный. А сбор бумажек, разборки с туроператором и его гарантом, которые могут дойти и до суда, есть увлечение далеко не каждого горе-туриста.

Также в законопроект внесена статья 14, которая касается вопросов информирования туристов об угрозе безопасности в стране временного пребывания, имеется рад изменений и дополнений, относительно исключения положений по аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков, иструкторов-проводников.

В дополнение к этому всему Постановлением от 18 июля 2007 года Правительством Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, которые определяют порядок работы туристских компаний, осуществляющих розничную продажу туров конечным потребятелям-туристам и иным заказчикам турпродукта.

В Правилах изложены:
- требования к содержанию договора о реализации туристского продукта,
- порядок заключения договора, изменения и расторжения,
- перечень обязательной информации, которая также должна быть представлена потребителю при заключении договора.
Помимо всего прочего, правила предписывают необходимость наличия в офисе туристской фирмы книги отзывов и предложений.

Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Применимые статьи административного кодекса РФ, устанавливающие ответственность за нарушение прав потребителей, предусматривают ответственность в виде штрафа до 20 000 рублей (ст. 14.8 КоАП РФ)

Турагентства теперь должны информировать своих клиентов о том, с каким оператором они сотрудничают, т.к. подразумевается, что именно он несёт ответственность за поездку. При продаже турпродукта обязательно указывается реестровый номер туроператора, сведения о банковской или страховой гарантии.

Новые правила игры вызвали очень много противоречивых высказываний со стороны представителей туристского бизнеса. Поговаривают о переделе рынка и даже о монополизации, т.к. в новых условиях смогут выжить только крупные игроки. Тем не менее, поправка в Закон об «Основах туристской деятельности» была внесена с той целью, чтобы фирмы, которые не готовы отвечать за свою деятельность, ушли с рынка сами. Однако у нас, как всегда, «гладко было на бумаге», да никто не задумался о том, как этот механизм будет работать на практике.

Выдача банковских гарантий осуществляется по схеме залогового механизма: фирма получает банковскую гарантию под определённую сумму, которую она должна обеспечить либо деньгами, либо ценными бумагами, либо недвижимостью. Что же касается страхования, то об этом виде экономической деятельности я уже писала в одном из предыдущих уроков ( ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ). Основные принципы страхования пока не стали частью жизни российского населения: страховки очень дорогие, страховая маржа огромная, в результате рынок в целом почти не развивается.

Тем не менее, как показала практика первых месяцев действия закона, теперь компании, попавшие в реестр Ростуризма (т.е. имеющие финансовые гарантии), стараются урегулировать претензии клиента в досудебном порядке. Связано это с тем, что при решении суда в пользу клиента ущерб будет списан за счет фингарантии, а при уменьшении суммы последней фирма выпадет из реестра. Процедура же повторного включения в реестр происходит уже не на столь выгодных условиях, как в первый раз.

Российский туристский рынок постепенно становится всё более цивилизованным, но до европейского уровня, когда один игрок полностью доверяет другому, нам ещё, конечно, далеко. В Европе и страховые компании, и туристские дорожат своим именем и репутацией. Возможно, когда-нибудь такое будет и у нас, но на все необходимо время.

Что же дает новое законодательство нам? С одной стороны, если Вы выходите на крупный туристский рынок, т.е. начинаете работать с фирмами-туроператорами, то реестровая запись оного однозначно скажет Вам о его добросовестности. С другой стороны, поскольку туроператор отвечает своей головой за проданный турпродукт, то он предъявит более высокие требования к Вам как к поставщику.

Подводным камнем законодательства является то, что, как и прежде во времена лицензирования, приём туристов подпадает под юридический термин «туристская деятельность», которой должны заниматься только туроператоры. Хотя… и тут есть оборотная сторона: Вы, со своим «сельскохозяйственным агротупродуктом» попадаете в правовой оффшор. Т.е. тут мелькает некая законодательная лазейка на стыке отраслей.

Принимать же иностранных туристов без туроператора Вы не сможете вообще, т.к. МИД при выдаче виз работает только с ними дорогими, опять же внесёнными в реестр. Так что, как и прежде, твержу Вам только одно: либо Вы ловите мелкую рыбёшку, отсиживаясь в тине юридических страстей, либо принимаете новые правила игры и выходите на международный уровень.

До встречи на новых уроках.

Екатерина Москалюк.


Наши партнёры: Творческое объединение БЕРЕГА

 

Книга Екатерины Москалюк «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?»

 

18 Сен 2007


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать