РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН                              Главная  Архив

 

Сегодняшняя тема нашего занятия снова будет посвящена макроуровню, т.е. говорить мы будем о развитии туризма на уровне государства в целом. (Подобную тему мы уже поднимали на уроке «РЕКРЕАЦИЯ И КОНФЛИКТЫ» )

Для начала давайте вспомним, для чего развивают туризм как отрасль экономики? Первое, что придёт на ум, – это создание рабочих мест. О трудоёмкости туризма мы с Вами уже говорили. Если уровень безработицы в стране высок, то это тянет за собой целую цепочку социальных и экономических проблем, вплоть до падения курса национальной валюты. Поэтому развитие туризма, бесспорно, приведёт к укреплению многих макроэкономических показателей страны.

Далее во многих учебниках можно найти такую интересную мысль, что развитие туризма может стать альтернативой войнам. Это действительно так, ибо туризм и война – вещи несовместимые. Но не слишком ли сильный лозунг? Он хорошо звучит, скорее, из уст политиков в канун предвыборной борьбы. Тем не менее, если взглянуть на проблему глубже, то тут действительно можно найти экономическую взаимосвязь.

В США есть такая пословица: «Когда пушки стреляют, доллар растёт». Да-да, не просто так американцы устраивают свои «бури в пустыне». На вооружение идут колоссальные средства, правительство впрыскивает в экономику немалые суммы, которые в результате повышают конкурентоспособность всей американской нации, т.к. в результате толчок получает всё производство в целом, а не только ориентированное исключительно на военные нужды.

Туризм же в своей основе тоже достаточно капиталоемкая отрасль с быстрым оборотом средств на каждый вложенный в него доллар, которая тоже благополучно повышает курс национальной валюты. Вряд ли, конечно, мирные туристские доллары заменят пропитанную порохом денежную массу, т.к., благодаря боевым действиям, американцы также дёшево, надёжно и практично избавляются от морально устаревшего оружия. Тем не менее сама глубина философско-экономической мысли, конечно, трогает за живое людей, мечтающих о «мире во всём мире»…

Следующий интересный постулат заключается в том, что при помощи туризма можно выравнивать диспропорции в региональном развитии , т.е. «подтянуть» экономику слаборазвитых регионов. Дело в том, что именно в регионах, где плохо развита промышленность, а, следовательно, и экономика в целом, сохранилась та девственно-нетронутая природа, которая является тем самым важным «ТУРИСТСКИМ РЕСУРСОМ» . Т.е. благодаря инвестиционным «впрыскиваниям» в регион через туристскую индустрию, в нём можно поднять общий экономический уровень развития. В результате таким образом можно решить многие социальные проблемы.

Признаюсь честно, мне приятно наблюдать, что в последние годы значительно вырос уровень экономических знаний наших чиновников и политиков. С трибун и из кабинета министров начали доноситься не только громкие фразы, что народу надо бы повысить уровень жизни, но также и вполне вразумительные мысли как это сделать. Изменились также и их взгляды на туристскую индустрию. Об этом свидетельствует тот факт, что если с начала 90-х туриндустрия побывала и под министерством культуры и под министерством физкультуры, то теперь-таки её «пришили» к экономике, что явно свидетельствует о высоком осознании того, что страна может зарабатывать не только на нефтяных вышках.

На данный момент уже можно действительно сказать, что туризм становится одной из развивающихся отраслей экономики России. Тем не менее для эффективного развития туриндустрии в регионах необходимы инвестиции как российские, так и зарубежные. Для решения ряда проблем, стоящих перед туротраслью, необходимо создать соответствующие рычаги, в частности это должен быть благоприятный инвестиционный климат.

Выход из ситуации был найден в создании особых экономических зон рекреационного типа, которые должны стать туристскими центрами страны. 26 мая 2006 года на 176-м пленарном заседании Совета Федерации сенаторы одобрили федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" .

Закон вносит изменения, касающиеся порядка создания, функционирования и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон, а также условия осуществления предпринимательской деятельности на их территории, особенности землепользования, административного регулирования и налогообложения. При этом общий порядок создания особых экономических зон, механизм их функционирования и управления не меняются.

Цели создания туристско-рекреационных ОЭЗ включают в себя повышение конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, развития лечебно-оздоровительных курортов, а также развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов.

Споры вокруг этого закона не умолкают. Чиновники уверены, что одобренный закон в корне меняет философию социально-экономического развития страны и направлен на улучшение экономической ситуации в целом. Туроператоры встретили инновации в законодательстве тоже жизнерадостно, рассматривая их как «перспективную инициативу правительства». А вот представители гостиничного сектора без оптимизма смотрят на экономические преференции в рамках будущих туристских зон, ссылаясь на то, что ещё не созданы административные рычаги, позволяющие выйти на региональные рынки.

Тем не менее, как показывает практика, оборот от внутреннего туризма растёт, растёт также качество запрашиваемых услуг. Если раньше пользовалось спросом то, что подешевле и попроще, то теперь заказывают самое дорогое и лучшее. Отдыхать в России становится престижным. Однако внутренний туризм сдерживается высокими транспортными расходами. Так слетать "Аэрофлотом" в Иркутск стоит дороже, чем в Израиль.

Работа по созданию особых туристских экономических зон начинается с 2008 года. На данный момент в число семи зон, прошедших конкурсный отбор, вошли два района близ озера Байкал в Иркутской области и Бурятии, две территории на Алтае, Кавказские Минеральные Воды и Краснодарский край на юге, а также Калининградская область вдоль Балтийского моря.

Будем надеяться, что новоявленный законодательный акт действительно подтолкнёт развитие российского туризма. Государство обязуется вкладывать в развитие туристских экономических зон значительные средства. Иностранные и российские бизнесмены уже проявили к этим зонам высокий интерес и готовы вкладывать в них свои инвестиции. Предполагается, что свободные экономические зоны туристско-рекреационного типа будут способствовать развитию туризма не только в привлекательных для этих целей регионах, но и в ещё неосвоенных.

Ну а там, как говорится, поживём – увидим…

До новых встреч!

Екатерина Москалюк.

 


Наши партнёры: Творческое объединение БЕРЕГА

 

Книга Екатерины Москалюк «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?»

 

26 Ноя 2007


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать