ПРО МЕНЕДЖМЕНТ                                                                                       Главная  Архив

 

Здравствуйте!


Сегодня же мне захотелось поговорить с вами о такой важной сфере деятельности, как менеджмент . Самый грубый перевод этого термина на русский язык – это управление. Даже если Вы этого никогда ранее не замечали, управление в нашей жизни имеет место быть всегда и везде. Давайте подумаем, где мы можем встречаться с управленческими процессами . Да хотя бы даже и в семье. Чадо своё Вы когда-нибудь в булочную за хлебом посылали? Вот Вам и управленческий процесс с совершенной ярко выраженными субъектом и объектом управления . Вы в данном случае будете являться субъектом управления, от которого идёт постановка задачи, а сын Ваш, али дочка объектом, исполняющим её. Плюс ещё в этом случае очень важен такой элемент управления, как обратная связь . Т.е. объект должен отчитаться перед субъектом в том, что он выполнил его поручение, доставив хлеб и сдачу, а не пошёл и не накупил на выделенные ему средства блок любимых жвачек.

По сути дела, эти же самые процессы мы встречаем с вами и на предприятии: руководитель даёт своим подчиненным поручения, они их выполняют, а потом отчитываются перед начальством о достигнутом результате. На основе полученной информации руководитель принимает решение , какие следующие задачи должна решить команда, для того, чтобы приблизить результат к намеченной цели .

Конечно же, сейчас мы с вами рассмотрели достаточно примитивный пример управленческой деятельности. На современном этапе менеджмент – очень сложная и «навороченная» область знаний, которые постоянно пополняются, совершенствуются и видоизменяются. Тем не менее, до сих пор менеджмент, скорее сродни искусству. Т.е. учиться этому можно долго, а вот истинным управленцем можно и не стать. Поэтому люди, которые умеют вести за собой команды к цели, – это настоящие самородки.

И всё-таки, для того чтобы алмаз стал бриллиантом, он подвергается сложной обработке. Поэтому даже если Вы, почувствовали в себе задатки руководителя, не спешите останавливаться на достигнутом. Менеджмент как наука начал складываться в начале прошлого века. За сто лет управленцы всего мира накопили несметный багаж знаний и технологий в области этой дисциплины. Что-то как всегда отсеялось, а что-то стало классикой. Это целая кладовая человеческих проб и ошибок, которые породили уникальный опыт, позволяющий решать многие задачи легко и играючи. Вот я вам всем, дорогие мои ученики, и предлагаю приобщиться к этому уникальному источнику знаний, который, несомненно, должен стать надёжным фундаментом к прочному зданию вашего успеха.

Особенность менеджмента состоит в том, что основные положения этой науки применимы к любому предприятию, какой бы сферой деятельности оно ни занималось. В основе науки управления лежит классификация её функций, которая была предложена французским горным инженером Анри Файолем (1841 - 1925), ставшим основоположником административной школы управления .
Управление, по Файолю, означает:
1) Предвидеть — изучать будущее и устанавливать программу действий
2) Организовывать — строить двойной организм предприятия: материальный и социальный
3) Распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия
4) Согласовывать — связывать и объединять, сочетать все действия и усилия
5) Контролировать — наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям.
На современном этапе эти пять функций принято называть следующим образом: планирование, организация, управление, координирование и контроль .

Анри Файоль утверждал, что открытые им принципы администрирования универсальны и применимы не только в фирмах, а также в правительственных учреждениях, в армии, на флоте и т.д.

Несколько иная школа сложилась в США. Эта школа получила название «научного менеджмента» и была заложена Фредериком Тейлором (1856-1915). В основу его учений был заложен рост производительности труда на предприятии. Методы научной организации труда Тейлора базировались на анализе рабочего времен и рабочих движений, стандартизации орудий и труда.

Его основная заслуга в том, что он разработал методологические основы нормирования труда; ввел стандартизацию рабочих операций; внедрил в практику научные подходы подбора и расстановки кадров; разработал методы стимулирования труда рабочих; добился признания того, что работа и ответственность делятся между рабочими и менеджерами почти поровну.

Именно благодаря концепции научного менеджмента управление стало рассматриваться как отдельная область знаний. Полученные на основе научных исследований данные стали применяться в науке и технике для реализации целей предприятия, повышения его эффективности. Благодаря идеям Тейлора было признано, что управление – это отдельная специальность, а менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах.

Конечно, сейчас мы с вами, дорогие мои ученики, рассмотрели исключительно только идеи основоположников, тем не менее, и в них заложено немало. Осмысление даже этой информации даст вам богатую пищу для размышлений над тем, как должна строиться работа предприятия.

Так что покумекайте на досуге, а я пойду подумаю, о чём бы вам написать в следующем уроке.

Успехов Вам и вашей команде

Екатерина Москалюк.


Наши партнёры: Творческое объединение БЕРЕГА

 

Книга Екатерины Москалюк «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?»

 

11 Фев 2008


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать