БЮДЖЕТ, БАЛАНС, АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ТУРИЗМ               Главная  Архив

 

Бодрого Вам времени суток.


Тему сегодня мы затронем непростую. Хотя много среди вас, дорогие друзья, предпринимателей, поэтому для них она будет и не нова вовсе. А для кого-то ознакомиться с ней будет очень даже полезным.

Бюджет для любой организации – это важнейший финансовый документ, определяющий форму образования и расходования её средств. В крупных компаниях его разработкой руководит финансовый менеджер под контролем руководителя и учредителей организации. На основе бюджета разрабатывают баланс – бухгалтерские работники регулярно сводят его по всем статьям расходов и доходов.

Так для отеля бюджет (финансовый план) содержит формулировки финансовых целей на планируемый период, прогнозы доходов и расходов, перечень корректирующих мер. При составлении бюджета учитываются следующие факторы: инфляция, доступность кредита, конкуренция, изменения в загрузке, рост заработной платы и даже изменения в меню ресторана.

Бюджет и баланс состоят из двух частей – расходной и доходной. Их соотношение и определяет финансовую базу предприятия. Если доходы превышают расходы, возникает прибыль . Но если доходы не превышают расходов, возникает дефицит, что потребует привлечения дополнительных средств извне. Возможно возникновение ситуации, в которой доходы организации будут равны расходам. В этой ситуации предприятие будет находиться на стадии самоокупаемости и может жить неопределенно долгое время. Но отсутствие прибыли лишит его возможности дальнейшего развития и ослабит позиции в конкурентной борьбе. Убыточное предприятие в рыночных условиях долго существовать не может, а его руководителям придется искать возможности привлечения дополнительных средств.

Баланс – это отчёт, характеризующий финансовое положение предприятия на определённую дату. Он показывает, чем владеет коммерческое предприятие, каковы его долги, в каком состоянии находятся его финансовые операции на конкретный день.

Статьи, содержащие денежный эквивалент имущества, принадлежащий предприятию, характеризуют его активы (наличность в кассе, суммы на счетах в банке, имущество по инвентарной книге, дебиторскую задолженность, землю, здания, мебель, оборудование и т.п.). Активы в балансе классифицированы по различным видам, таким, как, например, краткосрочные и долгосрочные активы.

Активы сокращаются в результате тех долгов, которые имеются у предприятия (счета к оплате, возврат ссуды, оплата по закладным и т.п.). Такие долги называют пассивными. Пассивы , так же как и активы, классифицируются на краткосрочные и долгосрочные . Разница между активами и пассивами обычно составляет прибыль.

В гостинице главным источником дохода является отдел номерного фонда. Важнейший показатель работы средств размещения, определяющий их рентабельность (доходность, прибыль), – это коэффициент загрузки . Средний коэффициент загрузки для гостиничного бизнеса принят 60%, что почти на грани рентабельности. Естественно, что коэффициент загрузки меняется в зависимости от сезона , а зачастую и просто ото дня недели или же по причине праздничных дат.

Разработка подробного бюджета дает возможность компании сравнить фактические результаты своей деятельности с запланированными. Такое сравнение проводится из месяца в месяц для выявления и устранения любых серьезных отклонений от прогнозируемого уровня.

Следует заметить, что всё то, что описано выше, справедливо и для макроуровня. Основной финансовый документ страны, бюджетный план , также состоит из двух частей – доходной и расходной. Есть свои бюджеты и у муниципальных образований.

На государственном уровне при составлении статистической отчетности используется ещё такое понятие, как платёжный баланс , в котором обобщаются внешнеэкономические связи в сфере торгово-экономических и финансовых операций резидентов с нерезидентами. Упоминаю я здесь это понятие потому, что международный туризм в основе своей относится к внешне-экономическим видам деятельности. Поэтому именно международному туризму присуще деление на активный и пассивный , в отличие от национального (внутреннего).

Под активным туризмом понимается приезд иностранных путешественников в данную страну. Их затраты означают для страны-реципиента источник валютных поступлений, включаемый в актив платёжного баланса. Поездки граждан данной страны в другие страны носят название пассивного туризма : они связаны для страны-донора с затратами иностранной валюты, что отражается в пассиве её платёжного баланса.

Туристским балансом называют отношение между стоимостью туристских товаров и услуг, реализованных иностранцам в принимающей стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданами данной страны за рубежом.

Дефицит туристского платежного баланса – превышение валютных расходов страны на поездки граждан за границу над валютными доходами приема у себя иностранных туристов.

Динамика развития национального туристского баланса может считаться одним из индикаторов уровня благосостояния и развития экономики данной страны. Активный туристский баланс с преобладанием доходов от туризма над расходами на него формируется под воздействием следующих социальных факторов:
- наличие природных предпосылок и развитой инфраструктуры для развития туризма;
- политическая стабильность;
- дефицит торгового экспорта;
- высокая степень зависимости национальной экономики от импорта сырья и товаров.

Туризм нередко называют невидимым экспортом. Особенностью этой отрасли является то, что туристские услуги или товары, производимые на экспорт, не вывозятся из страны; потребитель сам преодолевает расстояние, отделяющее его от интересующего товара. Туризм предполагает не только экспорт, но и импорт товаров и услуг.

Финансового благополучия Вам!

Как всегда, Ваша,
Екатерина Москалюк


Наши партнёры: Творческое объединение БЕРЕГА

 

Книга Екатерины Москалюк «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?»

 

18 Июл 2008


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать