РЕСУРСЫ ТУРИНДУСТРИИ                                                                          Главная    Архив

Сегодняшняя наша тема будет посвящена изучению очень важного момента туристской индустрии – её ресурсов. Даже если вы никогда не изучали экономику, то с экономической географией хорошо ли – плохо ли, а в школе ознакомились. И должны знать, что основа любой отрасли – это её ресурсы. Наша туристская отрасль этому не исключение. Поэтому ресурсы наши так и называются «туристские ресурсы», а ещё правильнее их называть рекреационные ресурсы.

Тема рекреационных ресурсов достаточно сложна, так как основная задача ученых-турологов не только выявить их, а ещё и оценить по разным параметрам и предусмотреть их грамотную эксплуатацию. Последнее особенно важно.

Первоначально может показаться, что многие ресурсы нашей отрасли можно отнести к неисчерпаемым – вози себе туристов да вози. А вот и не так это! Рекреационные ресурсы очень уязвимы и быстро подвержены разрушению, особенно при очень сильной антропогенной нагрузке. Однако эту тему более подробно в данном уроке мы затрагивать не будем, а поговорим о ней попозже.

Для нас сейчас намного важнее научиться выявлять наши ресурсы и хоть чуть-чуть их систематизировать. А для этого хочу напомнить вам два основных определения:

Рекреация – (лат. rekreatio) отдых, восстановление потраченных в процессе жизнедеятельности физических и эмоциональных сил человека с целью улучшения его здоровья и повышения работоспособности.

Под рекреационными ресурсами понимается совокупность компонентов природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, которые могут использоваться или используются для предоставления рекреационных услуг, т.е. в целях отдыха, туризма и лечения.

Общепринято их делить на две большие группы:

- природные;

- антропогенные.

Ну что ж, начнем с природных. Оглядимся вокруг и разберёмся, какие же ресурсы у нас имеются. Здесь мы с вами только теорию разберём, а ежели захотите узнать, как ресурс работать заставить, то приобретайте мою книжечку «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?» Там я вам много советов ценных насобирала.

Кстати, книжечка эта очень важна для тех, кто гостевые домики только строить собирается, т.к. такой домик очень сильно отличается по своему архитектурному плану от того, в котором жить собираетесь. Но об этом отдельно, а сейчас про ресурсы природные.

1. Ландшафты

Ландшафт – это сложившийся веками образ и характер местности, обладающий единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, т.е. своим особым внешним видом. Причем в искусстве немецкое слово Landschaft обозначает изображение какой-либо местности, т.е. то же самое, что и пейзаж.

При изучении ландшафтов с рекреационными целями обычно выделяют:

1.1.Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности, т.е. её форм (горы, низменности, холмы, долины, овраги, выпуклости и впадины и пр.)

1.2. Водные объекты – сосредоточение вод на поверхности суши в формах её рельефа, химический состав вод.

1.3. Почвенно-растительный покров как характеристика флоры, её видовой состав, растительные сообщества в соответствии с почвами; зонирование, лесистость, ареалы распространения, а также устойчивость покрова к антропогенным воздействиям и его самовосставновление.

1.4. Грибо-ягодные угодия с лекарственной растительностью

1.5. Ресурсы экологического туризма (Особоохраняемые природные терртории)

1.6. Охотничьи и рыболовные угодия.

2. Гидроминеральные ресурсы

2.1. Минеральные воды

2.2. Лечебные грязи.

Ну, я думаю, вы догадались, что перечень я здесь даю далеко не полный, т.к. очень многие рекреационные ресурсы требуют специализированного освоения, а заниматься этим могут только профессионалы. Поэтому, чтобы вы ничего не набедокурили в своих буйных фантазиях, остановимся на этом.

Далее перейдём к антропогенным ресурсам, т.е. рукотворным. Ученые как-то все антропогенное в противовес природному ставят, только это вовсе не означает, что наши человеками сотворённые ресурсы охраны не требуют. Требуют, и ещё какой! Поэтому, если обнаружите в вашей местности такой ресурс, тоже хорошенько призадумайтесь о его грамотной эксплуатации.

Для начала же поинтересуйтесь, а не попал ли он в какой государственный реестр (это относится даже к тем, которые находятся в не очень хорошем состоянии). И вообще, если решили профессионально заниматься обслуживанием туристов, то приобретите привычку консультироваться с разными специалистами, потому как русский «авось» при рыночных отношениях – не советчик.

Обратите внимание, насколько обращение к судопроизводству стало в последнее время популярным, судите по количеству соответствующих программ на ТВ. Им лучшее эфирное время на всех телеканалах обеспечено. Ведь подать в суд на вас могут и недовольные туристы, и даже государственные структуры, если вы на их каравай рот открыли. Так что будьте очень и очень внимательны!

Итак, ко второй группе относятся памятники истории, археологии, архитектуры и искусства. Их ещё называют культурно-историческими достопримечательностями.

Конечно же, самый богатый потенциал дают местности, где благоприятные природные условия удачно сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями, а особенно, если ресурсы эти уже всему миру известны. Однако с продвижением рекреационных ресурсов на мировой туристский рынок в одиночку не справиться, тут, как минимум муниципальная политика должна быть, а то и государственная.

В заключении хочу Вам сказать, что для очень многих субъектов Российской Федерации, а также братских стран нашей СНГовии давно разработаны Концепции, а то и Приняты программы по развитию туризма в каждой из них. Большинство из них вы без труда найдете в Интернете. А над составлением таких программ и концепций трудились заслуженные специалисты, которые очень грамотно позиционировали все основные ресурсы.

Так что прежде чем изобретать велосипед, обратитесь к уже готовым наработкам. Не проходите мимо и студенческих работ – там тоже много чего интересного найдете. А коли в чем засомневаетесь, добро пожаловать с вопросами на наш форум. Чем можем – тем поможем.

А на прощание задание вам домашнее. Перечитайте внимательно все ресурсы, которые я вам указала, поищите их в вашей местности и придумайте, как их использовать можно. Вот и все !

До новых встреч!

Ваша первая Лесная учительница Екатерина Москалюк.

 

27 Ноя 2006


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать