МАРКЕТИНГ ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.                                                                                              Главная  Архив


Видите, как получилось, опять давно мы с вами не встречались. А всё дело в том, что киевляне пригласили меня на конференцию «Туристская территория – создание привлекательного образа для туриста». Хочу отдельно поблагодарить организаторов за тёплый приём и оказанную мне честь выступить перед украинской публикой. Поэтому позвольте тему сегодняшнего урока посвятить вопросам, затронутым на конференции.

Для тех, кто к нам присоединился недавно, хочу сделать ссылку на более ранний урок, т.к. без понятия туристский центр сегодняшняя тема будет просто непонятна. И для начала я хочу коснуться такой изъеденной сегодня темы, как глобализация . Глобализация – процесс углубления межгосударственных и межобщественных отношений, который происходит в первую очередь посредством прогресса науки и техники. Те из вас, кто следят за политикой и экономикой, думаю, с проблемами глобализации знакомы. Тем не менее, обычно с голубых экранов, да и в прессе, чаще слышишь о том, что процесс этот объективный и связан со следующими аспектами:
- интеграция экономических систем (как на уровне национальных хозяйств, так и предприятий, фирм, компаний, корпораций), общественных институтов, а также сближение культур разных стран, и как основное следствие – мировое разделение труда.
- унификация мира науки,
- торговые и финансовые потоки, миграция капитала, человеческих и производственных ресурсов в масштабах всей планеты,
- действующие по всему миру транснациональные корпорации,
- стандартизация законодательств, экономических и технологических процессов,
- присутствие в любой точке земного шара представителей СМИ и сети Интернет,
- туризм и миграционные потоки,
- глобальные проблемы, такие, как загрязнение окружающей среды, международная преступность и пр.

Отчасти всё оно, конечно, так, только на самом деле, процесс глобализации очень даже субъективен, т.к. за ним стоят совершенно конкретные субъекты, а точнее, мировые банкиры. Данный процесс входит в их планы и всеми средствами контролируемо продвигается. Те, кто заинтересуются этой темой глубже, могут посмотреть лекцию К. П. Петрова на моём блоге.

Хочу заметить: я не сторонник тех, кто глобализацию критикует. Этот процесс имеет место быть в нашей жизни, в нём есть свои «плюсы» и свои «минусы». Как бы мы ни крутили, а туризм тоже есть явление глобальное. Поэтому глобализацию нужно просто изучать, делать выводы, а главное, не дать ему привести Человечество к тупику. Сейчас во всем мире идут гигантские общественные преобразования, вызванные динамикой экономического и технологического развития, которые предъявляют заметно повышенные требования к способности туристских центров адаптироваться к новым условиям, быть гибкими и изобретательными.

Уже прошло более пяти лет, как появилось понятие «новая география», подразумевающее под собой «смерть расстояний», т.к. значение пространства постоянно падает благодаря доступу к системам взаимосвязи. Переход многих бизнес-процессов, особенно транзакций (про транзакции читайте здесь ), на поле новых информационных технологий породил очередную мутацию в виде сетевой (или мобильной) экономики. Результатом таких преобразований стала тенденция «без посредников», угрожающая существованию таких традиционных посредников, как туристские фирмы, страховые агенты и т.п.

Новые технологии, особенно Интернет, в значительной степени изменили и продолжают изменять ландшафт большинства рынков:
-сокращается число участников,
-возрастает рыночная мощь потребителей,
-появляются новые соперники и стратегии.

В связи с вышенаписанным, мне часто задают вопрос: «Неужели турфирмы скоро исчезнут с рынка совсем?» Ответить на него однозначно нельзя. Потому как информации в мире туризма очень много и какие-то специалисты по путешествиям, скорее всего, сохранятся. Возможно турфирмы в будущем мутируют в информационные центры , о которых мы как раз и говорили на конференции в Киеве. Более того, на территории РФ турфирмы убьёт, скорее, не Интернет, а новое законодательство . Хочешь - не хочешь, а в таких условиях изменения в среде турбизнеса наверное произойдут. Хотя, если отслеживать общие тенденции, любители попутешествовать действительно уже предпочитают бронировать отели сами, минуя посредников. Тем не менее, нагонять панику ещё очень рано, нужно просто следить за тем, как будут развиваться события дальше.

Так, например, если брать рынок объектов размещения, то здесь уже некоторые изменения видны. Доступ к новым системам взаимосвязи означает выход на рынки новых игроков. Если раньше на международном рынке могли конкурировать только крупные туристские центры, например, государства, мегаполисы или хотя бы городки с богатым историческими прошлым, то сейчас центром туристского притяжения могут стать даже отдельные личности. Снова становятся интересны предприятия «семейного» характера. Несколько интересных примеров могу вам даже привести:
1. На первое место ставлю мой уже излюбленный проект Ольгин хутор . Старожилы моего сайта уже о нём знают.
2. Дом Галины Масленниковой
3. Музей мифов и суеверий
4. Fattoria del sole - «Солнечная ферма»

Ещё в 70-е годы отмечался бурный процесс концентрации и централизации капитала в туристской индустрии, что привело к появлению крупных гостиничных предприятий, а также их сетей, и сейчас даже самое маленькое и своеобразное место конкурентоспособно на рынке туризма и гостеприимства, пока может предложить что-нибудь привлекательное и остается доступным. Новые технологии преподносят много новых возможностей, за которые могут ухватиться молодые туристские центры, стремящиеся построить свою стратегию развития и составить конкуренцию видавшим виды дестинациям.

Ключевым фактором в новых условиях становится уникальность. Принятые в классическом варианте туристского рынка стандартные туры ни при каких обстоятельствах не являются уникальными, т.к. схожие по климатическим и инфраструктурным показателям регионы предлагают фактически одно и тоже , в результате чего реальный контроль за этими рынками принадлежит преимущественно туристам.

Рынки становятся всё более и более фрагментизированными, появляются более узкие ниши. Новые технологии позволят всё дальше отходить от системы стандартных туров и переходу к организации более индивидуализированных программ, которые нужны только на немногочисленных сегментах, а чаще всего на одном. Тем не менее, базовые концепции маркетинговой сегментации, функционирования каналов дистрибуции, выбора предложения по параметрам ценности остаются востребованными, но нуждаются в сильной адаптации.

В условиях глобализации появились новые угрозы, такие, как конкуренция на мировом уровне при меньшем числе ограничений (например, государственные границы) и увеличении вариаций неожиданных событий. Информация благодаря Интернету становится доступной повсюду фактически в момент своего возникновения. Обратной стороной медали является то, что Интернет представляет собой своеобразный архив с постоянным свободным доступом к нему всех без ограничения, где может находиться также и негативная информация. В мире, в котором всё меняется с захватывающей дух быстротой и в котором появляются не только новые жизненные шансы, но и порой драматические опасности, особое значение приобретают предсказуемость, последовательность и безопасность.

Общественные преобразования создают угрозу для сложившейся самобытности социальной и культурной сфер жизнедеятельности регионов. Международный туризм как глобальное явление также таит в себе эти скрытые угрозы. При развитии туризма важно не допустить перекос экономики региона в сторону перспективной отрасли в ущерб традиционно сложившимся формам хозяйствования, что может повлечь за собой экономическую гибель туристского центра в период спада туристской активности.

Теперь, в эпоху глобальной конкуренции, туристские центры должны начать делать то, чем бизнес занимается уже на протяжении десятилетий, а именно, стратегическим рыночным планированием. Необходимо организовать информационную систему, системы планирования, внедрения и контроля, которые сделают возможным мониторинг изменяющейся среды, конструктивную реакцию на меняющиеся возможности и угрозы, подготовить планы и меры, которые интегрировали бы цели и ресурсы с имеющимися возможностями места.

Для привлечения туристов в туристские центры необходимы активные маркетинговые усилия. Многие потенциальные туристы могут никогда не отправиться в путешествие, если не будет проведена работа по их привлечению. Поскольку не каждый турист заинтересуется каким-то конкретным местом, туристские центры только потеряют деньги, если будут привлекать всех, кто путешествует. Поэтому нужно точно определить целевые группы и использовать тактики таргетинга.

Всякое усложнение турпродукта, повышение степени его уникальности расширяют возможности туристских центров по контролю сбыта. Создание нового турпродукта должно сопровождаться искусственным формированием у потенциального туриста соответствующей потребности. Корректировка человеческого сознания позволит превратить рынки из «туристских рынков» в «рынки туристских центров». Именно в этом состоит различие между традиционной рекламой и паблик рилейшенз (связи с общественностью).

В XXI веке туристским центрам необходимо определить своё положение относительно информационных технологий и найти свою уникальную роль, которую они будут играть в информационном обществе. Интернет даёт возможность отделения информации от физического продукта, а тем более услуги. Характер информационных связей между секторами туристской индустрии, а также между индустрией и потребителем несколько изменился. Домашние ПК, CD-ROM и Интернет неожиданно преобразовали традиционные формы предоставления туристской информации, а также способы подтверждения и оформления путешествий.

Международный туристский бизнес будет и далее видоизменяться, расширяться и преобразовываться. В эпоху глобализации рынки стали неустойчивыми. То, что сегодня с успехом работает, может совершенно не работать в будущем. Перед тем как приступить к созданию нового турпродукта или услуги, начать работу по привлечению новых туристов или сохранению старых клиентов, туристские центры, как те, которые только решили выйти на рынок международного туризма, так и активно работающие на нём, должны найти время для пересмотра своих программ продвижения в сторону стратегического маркетинга.

До свидания, дорогие мои!
Пишите, задавайте вопросы. Тема сложная, и, конечно, я в этом уроке осветила далеко не всё.

Ваша Лесная учительница

Екатерина Москалюк.


Наши партнёры: Эзотерический туризм на берегах Москвы-реки



Книга Екатерины Москалюк «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?»

 

 18 Мая 2009


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать