РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.                                                          Главная  Архив


Столько тем важных нужно поднять, аж глаза разбегаются! Поскольку очень много вопросов, связанных с темой строительства, в последнее время пошло, то решила я снова коснуться вопроса планирования. Планирование – это один из важнейших этапов менеджмента , или говоря по-русски, управления. Только сегодня я хочу коснуться не темы управления предприятиями, а снова перейти на макроуровень, т.е. региональный, с акцентом на территориальную привязку. Для этого введём понятие «туристское пространство» и рассмотрим его основные виды.
1. Пространство типа 3S или с преобладанием «тропического влияния» (sea, sun, sand). Основной мотив для путешествий – это отдых: море, солнце, пляжи.
2. Малоизменённое пространство. Основной мотив посещения таких мест – это контакт с природой, приключения, сюда же можно отнести отдых на селе и деревенский труд.
3. Культурное пространство, когда туристы могут посещать музеи, театры, архитектурные ансамбли.
4. Антропологическое пространство. Здесь туристы могут приобщаться к фольклору, обучаться декоративно-прикладному мастерству.
5. Городское пространство. Посещение городских агломераций.
6. Паломническое пространство. Приобщение к религиозным ценностям разных конфессий.

При развитии туризма на конкретной территории следует учитывать, что туризм как антропогенный вид деятельности будет взаимодействовать с биогеоценозами, с социально-культурной средой и даже влиять на экономику региона. Важнейшей функцией планирования в данном случае должен быть учёт потребностей туристов и интересов индустрии туризма, сохранение и защита окружающей природной и культурной среды, обеспечение высокого качества жизни населения.

Важным с этой точки зрения является понятие пропускной потенциал , т.е. максимальная нагрузка на туристский регион без негативного влияния на местные ресурсы, социальную среду, экономику, а также на самих туристов. Для предотвращения критической ситуации существуют две модели поведения:
1. контроль за существующей ситуацией и реагирование на отклонения от комфортных условий;
2. прогнозирование и планирование будущих ситуаций и выбор методов для реализации намеченных мероприятий.

Т.е. для того, чтобы дестинация не подверглась саморазрушению, необходимо посредством планирования проявлять стремление к сохранению и поддержанию тех факторов, благодаря которым она развивается.

Планы могут строиться на разных уровнях:
- на международном,
- на национальном,
- на региональном,
- на местном, а также то, что мы называем «частной инициативой».

Процесс планирования включает в себя следующие этапы:
1. подготовительный этап,
2. постановка целей и задач,
3. диагностика,
4. анализ и синтез,
5. формирование политики и плана,
6. рекомендации,
7. осуществление плана,
8. мониторинг.

Необходимым условием реализации Стратегии социально-экономического развития регионов РФ является разработка Генеральной схемы пространственного развития государства, основная задача которой — произвести функциональное зонирование территории Российской Федерации, в том числе:
• обозначить типы территорий и регионов с целью формирования дифференцированной экономической, социальной и региональной политики в отношении них;
• описать функциональное устройство и дать прогноз социально-экономического развития основных геостратегических регионов страны;
• сформировать основные направления развития системы расселения Российской Федерации;
• обозначить направления миграционных потоков и создать условия для разработки механизмов управления миграционными потоками;
• осуществить территориальную синхронизацию основных инфраструктурных стратегий (транспортной, энергетической).

Разрабатываемые и реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
1. Федеральным законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года) "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы",
2. Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 "Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации",
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 "О реализации Федерального Закона о поставках продукции для федеральных нужд" (которое определяет "Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация").

Необходимо отметить начавшийся процесс постепенной экологизации российских правовых актов, а также появление специальных документов, таких, как экологические паспорта . Причем не только предприятий, но и территорий, например курортов. Сформировались представления и соответственно нормативные документы о зонах экологического бедствия. Принимаются местные кодексы и кадастры – такие, как Государственный градостроительный кадастр Москвы. В последние годы принят ряд важнейших законодательных актов, структурирующих хозяйственные отношения именно с позиции их экологизации - Закон "Об охране природы" (2002), Земельный кодекс РФ (2001) и другие. Закон РФ "Об охране озера Байкал" (1996), несмотря на его региональное звучание, имеет принципиально важное федеральное и международное значение как пример регионализации экополитики и интерес высшего управляющего звена страны к управлению состоянием уникальных природных объектов.

Региональный рынок туризма является частью всероссийского рынка. Задача регулирования региональной экономики связана с обеспечением локальной самостоятельности туристских дестинаций в рамках общей системы федеративного государства через развитие туристских экономических зон . При развитии туризма на территории следует не забывать о факторе межотраслевой конкуренции . Планирование позволяет выделить приоритетное направление развития того или иного региона.

Региональные власти руководят деятельностью по плановому регулированию развития территории. Вопросы регулирования касаются прежде всего социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают прогнозы, планы и программы развития, которые могут включать следующие основные направления:
• совершенствование системы институционального управления туристской сферой, организация взаимодействия администрации региона и муниципальных образований в сфере развития туризма;
• создание благоприятных условий для эффективной работы предприятий туризма, находящихся в регионе;
• внедрение мер по стимулированию инвестиций в туризм; улучшение инвестиционного климата и содействие развитию малого и среднего бизнеса в туристско-рекреационной сфере.
• разработка и проведение активной информационно-маркетинговой стратегии продвижения основных турпродуктов региона на национальном и международном туристских рынках, развитие форм государственной поддержки региональных туристских брендов и социального туризма;
• оздоровление финансового состояния действующих на территории предприятий рекреационной сети;
• обеспечение стабильного поступления налоговых сборов в бюджет, меры по приоритетному развитию местных поставщиков турпродукта;
• проведение социально ориентированной тарифной и ценовой политики в туристском регионе, содействие облегчению транспортной доступности региона для туристов;
• обеспечение защиты социально-экономических интересов туристского региона на федеральном уровне, создание системы мониторинга основных рисков и разрешения административных конфликтов в туристской сфере;
• развитие форм поддержки подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма.

Цели выживания региона посредством развития туризма должны основываться не на развитии конкуренции между предприятиями, а на объединении их общих усилий с целью формирования туристского региона как целостной конкурентоспособной единицы посредством объединения туристских ресурсов в единую систему. Решение столь важной задачи стратегического планирования - разработка стратегического плана развития туристского комплекса дестинации - связано с разработкой методического и организационно-экономического обеспечения процесса планирования. Для этого требуется провести целый ряд аналитических и проектных работ, что предполагает привлечение соответствующих органов власти, ученых и специалистов различного профиля, частных предпринимателей, общественного сектора и местного населения.

P.S. Дорогие украинцы! По неизвестным мне причинам, я не могу отвечать вам на адреса, расположенные на сайте ukr.net. Используйте для вопросов ко мне другие сервисы или наш форум

Буду рада нашим контактам

Ваша Лесная учительница
Екатерина Москалюк.


Наши партнёры: Эзотерический туризм на берегах Москвы-реки



Книга Екатерины Москалюк «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?»

 

 22 Ноя 2009


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать