РОЛЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИЧНЫХ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ.                                                                   Главная  Архив


Сегодняшний урок Вам дарит Лариса Ефимовна Петункина!

Современная культура не может обойтись без такого серьёзного компонента, как анимационная деятельность. Быстрыми темпами у нас в стране развивается музейная анимация. Когда-то, в советское время, музеи вели научную деятельность и экскурсионную. Резкая перестройка нарушила привычный труд музейных работников. Нужно было как-то устоять в это непростое время. И музеи, чтобы выжить, стали разрабатывать анимационные программы для более эффективного привлечения экскурсантов.

Анимационная деятельность развивается в виде событийного маркетинга. Разрабатываются различные спортивные анимационные программы, игровые, праздничные. Хотелось бы подробнее остановиться на праздничных.

Праздник является одной из самых ярких форм организации анимационной деятельности. В основе праздника лежит праздничная ситуация, включающая объективные предпосылки праздника и субъективные - его эмоциональное восприятие отдыхающими. Создание необходимых условий функционирования праздничных театрализованных мероприятий в туристских комплексах основывается на важных принципах анимационной деятельности, обусловленных общими процессами, происходящими в обществе:
- на принципе приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;
- на принципе всеобщего массового культурного творчества, самоутверждения личности как доминирующего признака; принципе гуманизации воспитательного потенциала туризма, подчинения интересам, потребностям личности;
- принципе преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций.

Любые массовое зрелище, праздник является результатом организации культурно-досуговой деятельности. Всё зависит от того, насколько внешне заданные обстоятельства театрализованных программ согласуются с потребностями и желаниями туристов.

Театрализованные праздники - значительное явление социальной жизни, оно отражает жизнь каждого человека и общества в целом. Праздничные театрализованные программы несут в себе большой познавательный потенциал, потому что часть опираются на реальные события и факты. Театрализованные программы, используемые в праздничных мероприятиях, создают определенный психологический настрой, несут заряд положительных эмоций, хорошее настроение, способствуют сплочению людей, поднимают дух, являются атрибутом духовности праздника. Это ощущается особенно глубоко в наше время, когда люди перестают радоваться, находятся в состоянии постоянного стресса, когда не всегда себе позволяют воспользоваться выходными или отпуском. А анимационные мероприятия имеют цель привести людей в нормальное психологическое состояние, помогают отдохнуть от проблем и невзгод, ощутить радость жизни и окружающего мира.

Праздничные театрализованные программы это вид театрализованных зрелищ, проводимых в рамках праздника и приуроченных к конкретному событию. Углубимся в историю праздника, подумаем о его предназначении.

Человек связан нуждой и заботой и тем не менее знает о празднике. Где-то в глубине души всегда хранится память о времени, совершенно свободном от повседневных дел. Ведь праздник есть не что иное, как свобода от нужды и заботы. В старославянском языке празднЪ означало «пустой, незанятый». Эта «пустота», «незанятость» праздника указывает не только на прекращение обычного течения времени. Она налагает строгий запрет на заполнение священного места каким-либо внешним нужным, полезным содержанием. Праздник испокон века являлся общенародным делом. Своим праздным отношением к праздникам, облекавшимся в доступные для всех ритуалы и нарядные одежды, народ отмечал и почитал в календаре особые дни, которые придавали смысл будничной жизни. Оберегание границы между праздничным и будничным - важное и необходимое для человека дело. Ибо оно определяет меру свободы человека, лежащей вне мира работы с его законами и принуждением.

Бытие современного человека характеризуется тем, что мы называем утратой праздничности. С ней связано не только безразличное отношение к календарю, но и утрата существенных различий между работой и праздником, работой и досугом. Безудержное заполнение полезным содержанием пустого места праздника оборачивается всё возрастающей абсурдностью традиционных выходных и праздничных дней, совершенным неумением различать нарядную и ненарядную одежду, глубокой подозрительностью в отношении ставшего столь редким праздного поведения. На Руси всегда человеку жилось нелегко, но он умел создавать себе праздничное настроение. Это спасало людей от гибели души. Сейчас мы утратили эту способность. Поэтому первостепенная задача анимационной деятельности туркомплексов - это создать все условия, чтобы человек поверил в себя и оценил положительные моменты эпохи.

Чтобы праздник стал настоящим, волшебным действием, в которые хоть на некоторое время реализуются людские желания и мечты, не надо отдаляться от наших традиций, а наоборот, уходить в глубь народных обычаев.

Православная традиция сохраняет в основном древнехристианскую практику празднования, как она сложилась приблизительно к IX веку. Основной период формирования христианского календаря в его праздничной части относится к V-VI векам.

Само слово «праздник» в русском языке сбивает с толку. В силу отражённой оппозиции «работа - отдых» русские люди воспользовались корнем - праздн- («пустой», «порожний») для обозначения сложного социального богословского явления. В греческом языке, на котором христианство стало впервые доступно на Руси, два слова употребляются для обозначения одного понятия. И оба идут от дохристианской древности, обозначая как регулярно повторяющиеся, так и одноразовые празднества, посвященные языческим богам и событиям, с ними связанным. Одно из них связано с идеей радости или торжества, а другое - с идеей общего собрания на площади. Христианские праздники первоначально складывались на основе традиций иерусалимской общины, которая праздновала иудейские праздники, присоединяя к ним часто новый смысл, связанный с жизнью, смертью и воскресением Иисуса Христа. В первые два века существования христианства Церковь постепенно обрастала различными традициями, и новые праздники нередко возникали, замещ

Надо сказать ещё об одной традиции православных праздников, связанной с памятью святых. По сложившейся на Руси традиции каждому человеку при крещении присваивается имя святого или святой, в день памяти которого он родился. День памяти этого святого празднуется по русской православной традиции как «именины», на которые некогда пекли каравай, или «день ангела». На Руси именины праздновались так же, как сейчас день рождения, т.к. эти дни обычно совпадали. В XVIII столетии эта традиция поколебалась: люди, особенно из образованных слоев, часто стали выбирать имена на свой вкус или сообразуясь с семейными традициями, так что постепенно дни рождения обособлялись от именин. По мере расцерковления общества и потери им христианских ценностей на протяжении последних 300 лет дни рождения постепенно вытесняли именины, так что в советской практике даже стали вопреки логике называть день рождения именинами.

Православные праздники, богослужебные по своему характеру, были изначально ориентированы на полное вытеснение народных дохристианских традиций. Там, где это удавалось, христианские праздники просто наложились на языческие, изменив их содержание. При этом в народных традициях оставались реликтовые элементы древних праздников: пляски и игры на Ивана Купалу, гадания на Крещение, мёд и яблоки на «Спассы», поминальные кладбищенские ритуалы в памятные дни и на Пасху. Когда Пётр I переставил «новолетие» по западному образцу с сентября на январь, он уже совершил насилие над календарём, но тот Новый год, смысл которого оказался чисто языческим, хотя бы приходился на праздничный для христиан период Святок (время от Рождества до Богоявления). А после перехода болыпевицкой России на григорианский календарь Новый год, как и все праздники, не связанные с церковным циклом, передвинулся и оказался внутри Рождественского поста. Поэтому христианам стало невозможно отмечать этот праздник.

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника ёлки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основном сложившуюся до Октября.

В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф. Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Этот образ узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который как «тряхнёт головой - от волос иней сыпется»; живёток в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

В литературе образ Мороза мифологизируется по двум направлениям. С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), где Мороз представлен злой силой, любящей «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить», он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека. А с другой стороны, в основном в поэзии доля детей, зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится сотворение зимнего волшебства.

Одновременно в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, заведующий ёлкой и, подобно самой ёлке, первоначально заимствованный с Запада. Он выступает под разными именами. Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт - немецкая традиция св. Николай, или Дедушка Николай - вариант отбрасывается, т.к. у русских Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус - только при изображении западных ёлок; просто старик, живущий зимой в лесу; добрый Морозко; Мороз Ёлкич. В борьбе за имя победил Дед Мороз.

В восточнославянской мифологии Мороз - существо уважаемое, но опасное, чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим, он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).

На праздниках Дед Мороз появляется в середине или конце торжества, он приносит детям подарки. Когда в середине 1920-х годов в СССР началось антирелигиозная кампания, не только ёлка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный клан» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов». В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный:
Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вёз,
Санки с ребёнком годочков пяти
Советского тут ничего не найти.

Вместе с реабилитацией ёлки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, его полностью восстановили в правах. Во время войны образ Деда Мороза широко использовался в целях патриотической пропаганды: новогодняя открытка 1942 году изображает Деда Мороза, изгоняющего фашистов. На новогодней открытке к 1944 году Дед Мороз нарисован со сталинской трубкой и мешком оружия в руках, причем на мешке изображён американский флаг.

Ритуал общественных ёлок с Дедом Морозом соблюдался на всей территории СССР: от главной ёлки в Большом Кремлёвском дворце до лагерей ГУЛАГа, от Азербайджана до Чукотки.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике ёлки в Московской Доме союзов. Будучи внучкой и помощницей Деда Мороза, Снегурочка способствует установлению контакта между Дедом Морозом и детьми.

Ваши Лесные учителя
Лариса Петункина и Екатерина Москалюк.


Наши партнёры: Эзотерический туризм на берегах Москвы-реки



Книга Екатерины Москалюк «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?»

 

3 Янв 2010


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать