КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОПОСЕЛЕНИЙ.                                           Главная  Архив


Здравствуйте, мои дорогие ученики!

Не баловала я Вас в прошлом году своими уроками, зато сейчас приготовлю лекцию, чтобы было о чём помозговать. Не сижу я совсем без дела. Вот недавно провели мы очередную конференцию «Развитие Системы Экогородов. Модернизация инфраструктуры». А сейчас в виде урока скину Вам свой доклад по стратегическому маркетингу.

Давайте с Вами для начала определимся с самим понятием стратегия. Наверное, у многих сразу возникнет ассоциация с полководцем Жуковым и боевыми действиями. Ну, и молодцы, коли так. Потому что современный бизнес действительно во многом сродни борьбе за существование. А вот к чему все эти войны завели современные корпорации, давайте и разберём.

Ой, слышу, кто-то уже начал возмущаться, обещала про поселения, а тут, на тебе, про корпорации, нам-то они зачем? А затем, что основы маркетинга закладывались именно для этих бизнес-монстров, наша задача сейчас изучить то, что было изобретено, а потом адаптировать это всё на наш лад. Договорились? Ну, вот и в добрый путь!

Итак, чтобы начать выстраивать стратегию, нужно для начала определиться, а где мы собственно находимся? Обратимся мы для этого с вами к футурологам, тем, кто будущее изучает. Так вот, у этих самый футурологов есть такое сейчас популярное словосочетание технологическая сингулярность. У футурологов это момент, по прошествии которого технологический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию.

А к чему это я клоню? А к тому, что именно в такое время мы живём с вами УЖЕ! Не верите? А вот Питер Друкер, известный американский теоретик менеджмента, столкнулся с такой реальностью ещё в середине 70-х годов прошлого века, когда наблюдалась цепь непредсказуемых событий, которые позволили определить современную эпоху как «эпоху без закономерностей».

Я, правда, с этим определением не согласна, поскольку даже «случайность – это непознанная закономерность». И тем не менее то, что сейчас на рынках царит очень высокий уровень неопределённости, – это факт, а связано это со всё новыми и новыми технологическими прорывами. Некоторые компании буквально цепенеют, сталкиваясь с очередными новинками вроде генной терапии или «умных» датчиков. Например, такое новшество, как цифровая фотография, стоило компании «Кодак» (чья стратегия была нацелена на производство фотоплёнки) не только места лидера на своём рынке, но и потери огромнейшей производственной базы, а соответственно, и рабочих мест.

В результате таких жёстких перипетий западноевропейские учёные назвали данный феномен турбулентным рынком (от лат. turbulentus - бурный, беспорядочный). Связано это с тем, что темпы изменений на рынке явно обгоняют скорость, с которой организация, менеджмент которой построен по типовой схеме, может на это реально реагировать. Рынки фрагментизируются на всё более узкие потребительские сегменты, а конкуренция становится всё более глобальной. И что же нам делать в такой ситуации? Нужно научиться реагировать на динамику событий!

Стратегическое планирование представляет собой активный поиск альтернативных вариантов, выбора лучшего из них и построения на основе этого варианта общей траектории развития. Эффективные стратегии – это продукт команд менеджеров. Стратегическое планирование обеспечивает объектам управления эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Развитие информационных технологий столь стремительно, что даже самые маленькие территории получают возможность доступа к новым рынкам. При этом потенциал территорий в меньшей степени зависит от географического положения, климата и наличия природных ресурсов, чем от человеческой воли, квалификации, энергии, ценностей и организации. Экопоселению необходимо определить своё место относительно информационных технологий, найти свою уникальную роль, которую они будут играть в информационном обществе. Уже многие компании, такие, как Canon, провозгласили лозунг «Работай где хочешь».

Ещё совсем недавно удалённые от центра регионы были на задворках цивилизации. Это касалось развлечений, образования, библиотек и медицины. Появление Интернета, развитие телемедиа и персонализация средств связи в считанные годы сделали доступными такие вещи как дистанционное образование и даже медицинская диагностика. Бесценный опыт оказания медицинской помощи космонавтам и морякам стал доступен широкой аудитории. Консультации в любое время дня и ночи, круглосуточный доступ к медицинским данным и многое другое оказалось востребованным для решения назревших проблем здравоохранения.

Первыми комфорт нового технологического общежития стали осваивать именно те, кто его и творят, а именно компании, развивающие IT-технологии. Так владелец Интернет-компании Liveinternet Герман Клименко приобрёл расположенную в Тульской области бывшую усадьбу графов Бобринских, на территории которой в советское время размещался пионерский лагерь для детей горняков. Особое внимание следует обратить на диверсификацию запланированных предпринимателем видов деятельности – это прежние IT-технологии, а также рекреационная деятельность. С этой целью планируется восстановить существующие постройки по следующему принципу: 1000 квадратных метров займут гостиничные номера, а 800 «квадратиков» - загородные офисные помещения нового типа для сотрудников компании.

Предложения телеработы, дистанционное обучение, дистанционная диагностика - всё это создаёт условия для разработки новой концепции дезурбанизации, поднимая её на совершенно новый качественный уровень жизни населения через современные технологии и природопользование (земледелие, животноводство, садоводство, различные промыслы), организацию садово-парковых ансамблей, архитектурных комплексов. Речь идёт о сочетании материальной и духовной культуры как усадебных комплексов, так и народного деревенского быта и общежития в совокупности с достижениями научно-технического прогресса. Такие поселения нового типа могут функционировать как экономические, хозяйственные, научно-исследовательские, медицинские диагностические, туристско-рекреационные, учебные, творческие центры.

Анализируя место и роль стратегического плана поселения в системе территориального планирования, необходимо отметить, что они определяются значимостью выбранных сфер хозяйственной деятельности, его вкладом в социально-экономическое развитие региона. Поэтому все более интенсивное развитие получат те виды деятельности, которые должны стать «полюсами» экономического и социального развития поселений в перспективе. При этом объективные процессы формирования специализации поселений в новых условиях территориального планирования позволят регионам полностью или частично изменить существующую специализацию в системе общегосударственного разделения труда. Последнее особенно важно для сохранения конкурентоспособности нашей страны в период вступления в ВТО.

Благосостояние поселений будет зависеть от взаимодействия государственного и частного секторов. Территории должны научиться более эффективной командной работе местных органов власти, деловых кругов, благотворительных и общественных организаций. Поэтому любой общине или поселению, серьёзно относящимся к развитию своих рынков, необходимы два ключевых профессионала:
- представитель по маркетингу и (или)
- специалист по связям с общественностью.

На начальной стадии эти лица будут полезны для координации работы других вспомогательных фирм, необходимых для проведения организации полноценных рекламных стимулирующих мероприятий с целью привлечения внимания государственных и частных структур, заинтересованных групп и граждан.

Необходимо, чтобы была разработана единая политика развития экопоселений – совокупность государственных мер и мероприятий, определяющих создание условий для развития экостроительства и расселения населения вглубь страны в экопоселениях с целью рационального использования природных, инфраструктурных и прочих ресурсов и повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности и социальной стабильности в регионах.

Политика развития экопоселений должна носить все характерные черты общей политики государства. Однако имеются и определённые специфические факторы, под которыми она будет формироваться, а именно:
-природные условия региона (рельеф, климат, географическое положение, флора, фауна);
- транспортные условия, определяющие доступность экопоселения,
- социальные, экономические и правовые условия развития экопоселения.

Необходимым условием успешного развития территории является гарантия сохранения стабильности в будущем. Сегодня развитие общества не мыслится вне Концепции устойчивого развития, предложенной Всемирным союзом охраны природы. Она формулируется следующим образом: «Устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и недопущение их истощения, что делает развитие возможным. Это, как правило, достигается таким управлением ресурсами, при котором они возобновляются с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстровозобновляемые. При таком подходе ресурсы могут использоваться как будущими, так и настоящими поколениями.

Угроза окружающей среде должна рассматриваться на государственном уровне как одна из важнейших и чрезвычайно актуальных угроз человеческой цивилизации. Основной критерий выбора дружественной окружающей среде стратегии управления – это способность решать экологическую проблему. Экономистами уже давно просчитано, что экологические катастрофы выгоднее предотвращать, чем бороться с последствиями. Второй же критерий – это способность устранить причины, которые привели или приводят к возникновению экологической проблемы и способность предотвращать возникновение таких проблем в будущем.

Экономическая эффективность оценивается через призму экономии ресурсов и минимизации отходов и выбросов, поэтому она основана на проэкологических изменениях технологий. Экостратегия – это такой способ управления, который учитывает экологический фактор, и её формула базируется на отношении местных жителей поселения, а также их клиентов, туристов, партнёров, конкурентов к окружающей среде и к государственной экологической политике. Эта стратегия формирует отношение к «окружающей среде поселения» так, чтобы оно стало компонентом потенциала поселения, увеличивало жизнеспособность и открывало новые перспективы развития. Экостратегия служит усилению рыночной позиции и созданию позитивного имиджа поселений. Продукция поселений на внутренних и международных выставках должна рекламироваться как дружественная окружающей среде.

Необходимо проводить просвещение в области экологического права, экономики природопользования и особенно в сфере проэкологических мероприятий и источников финансирования. Сейчас главное – не просто обеспечить людей жильём, а разработать новый альтернативный стиль жизни, новую мечту, внедрить в сознание новую идею здорового образа жизни в чистой социальной и экологической среде.

Вот и всё, дорогие мои ученики! Работы ещё много надо вести на данном поприще.

Ваша Лесная учительница
Екатерина Москалюк.


Наши партнёры: Эзотерический туризм на берегах Москвы-реки



Книга Екатерины Москалюк «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?»

 

17 Фев 2012


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать