РЕКРЕАЦИЯ И КОНФЛИКТЫ                                                                         Главная   Архив

Здравствуйте, мои дорогие Лесные ученики!

Вот снова стучусь к вам в гости с моим очередным Лесным уроком. А тему затронем мы с вами сегодня, ой, какую серьёзную, это тема конфликтов. Какие бы мы ни были с вами все хорошие и замечательные, а избежать конфликтов невозможно никому – они были, есть и будут всегда.

Связано это с тем, что так устроено наше Мироздание. Состоит оно из двух вечно противоборствующих сил – силы созидания и силы разрушения. Силы эти древние, и уважать нужно каждую из них. И созидать вечно мы ничего не можем, так как иначе в мире не будет обновления, и от постоянных разрушений тоже устанем да и себя с лица Земли нашей матушки сотрём. Вот так и лавируем мы с вами между силами либидо и мортидо, отдавая предпочтение то одной, то другой. А вот когда и сколько каждой из сил мы отдадим больше прав, это решает уже каждый самостоятельно. Так что как ни крутите, а борьба даже внутри каждого из нас самой природой заложена. Чего уж там говорить о межличностных и других взаимоотношениях!

Но, тем не менее, все мы с вами с-о-з-д-а-н-и-я (обратите внимание, какое ёмкое это слово!), за сим, и говорят, что все люди-человеки от Бога пошли, т.е. от силы созидания. Поэтому первостепенная наша задача – все ж-таки творить на нашей планете. Однако вернёмся к конфликтам…

Начинаются любые конфликты с того, что у каждого из нас есть какие-то личные интересы на что-то. Самыми цивилизованными способами стирать противоречия считаются переговорная и договорная практики. Долгий путь прошло человечество, пока дозрело до этого уровня. И все ж-таки, как ни крутите, а в такой сложной системе, каковой является человеческое общество с совершенно по-разному развитыми элементами, обойти конфликты просто невозможно. Вот они и проявляются постоянно, начиная от банальных семейных бытовых ссор, заканчивая крупнейшими международными конфликтами, каковым, например, была Вторая мировая война. Не обошла эта тема и рекреацию (а уж казалось бы… что есть более миролюбивое занятие, чем отдых).

Итак, начнем с первого вида конфликтов (я уже о них упоминала в предыдущем уроке) – это конфликты межотраслевые. Начинаются они фактически с того же самого, с чего и любые войны в человеческой истории – это борьба за территорию, за самый главный ресурс. Вполне логично, что у представителей совершенно разных отраслей есть разные претензии на маленький (а иногда и не очень) клочок земли.

Представьте, что есть у вас где-нибудь местечко фантастической красоты. Вы вот думаете: «Эх, какой великолепный вид, привезти бы сюда туристов!» А там, бабац, а под приглянувшимся вам пейзажем жилу алмазную нашли… Ну и догадайтесь, как дальше события складываться будут…

Следующий вид конфликтов между местным населением и понаехавшими отдыхающими гостями. Сложный вид конфликтов, отмечен он был ещё в советские времена. Причина его кроется в элементарной человеческой зависти: я тут горбачусь, а они развлекаются! Правда, рыночные отношения немножко поставили людям мозги на место: я тут горбачусь, но за ваши деньги все что угодно ;) Или новая русская версия про сочувствующих киприотов: как же они, бедные, там работают, чтобы потом здесь так отдыхать?!

Тем не менее, решение психологической стороны вопроса привело за собой другую, ещё более сложную проблему, причиной которой становится уже человеческая жадность: местное население, видя, что на туризме заработать можно больше, чем на традиционных видах деятельности (обычно это сельское хозяйство), бросает все свои старые занятия и переквалифицируется. За этим таятся очень и очень опасные социальные последствия. Только это уже тема региональной политики, и её мы касаться не будем.

Ещё один вид конфликтов, выявлен он был особенно в яркой форме в Европе – это между местным населением, и теперь уже гостями работающими. Такой конфликт обнаруживает себя не сразу, а в процессе экономического роста региона. Проблема даёт о себе знать, скорее, с подрастанием нового амбициозного поколения…

Экономический рост, как правило, ведёт за собой повышение социальных запросов населения. В результате молодые люди с новыми взглядами на свой статус в обществе уже не желают опускаться до уровня обслуживающего персонала. Ну а вакантные места начинают заполнять «люди не гордые», но голодные. Чаще всего ими оказываются, конечно, приезжие. О том же, как это все европейцам «аукнулось», вам расскажут многочисленные информационные передачи на ТВ.

Банальный вид конфликтов, встречающийся, что называется, сплошь и рядом, но именно в туризме, приобретший свою особую отраслевую окраску: конфликт между клиентами и обслуживающим персоналом. Все мы уже давно слышали пришедшую с запада прописную истину: клиент всегда прав! Но, как выяснилось, именно на отдыхе из очень многих людей начинают выползать их самые скверные качества, в том числе желание погнуть пальцы и поскандалить.

Связано это часто с тем, что чел на отдыхе частенько попадает из грязи в князи, т.к., погорбатив спину год, он-таки заработал N -ю сумму на достойный себя, любимого, отдых. И тут вы обязаны просто расстелиться перед ним и исполнить все, что ему только вздумается. А уж если его не ублажили, то ждите неприятностей по полной!

Есть люди, у которых просто хобби такое: судиться с туристскими компаниями. Скорее всего, они конечно «наедут» на организацию, продавшую им тур, но в этом случае претензии могут запросто появиться к вам у ваших партнёров по бизнесу. Совет тут только один: дружите, крепко дружите с юристами! Грамотный юрист снимет многие конфликтные прецеденты ещё на уровне подписания делового договора.

Вот такую вот сложную тему мы сегодня подняли. Как мы видим, большинство конфликтных ситуаций начинается с элементарных человеческих пороков. Возможно ли искоренить их на уровне общества? Вряд ли. Но можно искоренить их в себе при желании, конечно. Ну, а если загрузились Вы сегодня у меня до самой макушки, устали от тяжелой интеллектуальной пищи, то приобретайте мою книжечку «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?». Там вещи намного более весёлые написаны ;)

Удачи вам. Весёлых, приятных в общении, а главное – порядочных клиентов и партнёров по бизнесу!

Ваша первая Лесная учительница Екатерина Москалюк.

 

21 Дек 2006


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать