СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА                   Главная   Архив

Тук-тук! Снова к Вам стучится очередной урок от Лесной школы туризма.

А поговорить мы сегодня должны с Вами о стандартах качества для средств размещения. Тема очень и очень сложная, вот буду стараться изложить Вам всё как-нибудь попроще да подоступнее, чтобы для начала была возможность с ней просто ознакомиться.

Обязательной единой международной системы классификации средств размещения не существует. Тут в каждой стране что-то свое изобретается. Однако путешествуя по своей стране и приезжая в другие страны, турист уже предполагает получить определенный уровень обслуживания, соответствующий его кошельку и запросам.

Для того чтобы во всем мире присутствовало хоть какое-то единообразие, секретариатом Всемирной туристской организации были разработаны «Рекомендации по международной гармонизации критериев гостиничной классификации». В них-то как раз и были определены минимальные требования к зданию и номерам, оборудованию и мебели, энерго- и водоснабжению, отоплению, санитарии, безопасности, связи, кухне, гостиничным услугам и обслуживающему персоналу.

Вне зависимости от категории ко всем гостиницам предполагаются следующие требования:
- удобные подъездные пути;
- благоустроенная прилегающая территория;
- парковка;
- номерной фонд;
- меблировка;
- инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения номера;
- санитарные объекты общего пользования;
- общественные помещения;
- вывеска с названием и указанием категории предприятия;
- отдельный вход в ресторан с вывеской;
- отдельный вход в гостиницу, если она занимает часть здания;
- благоприятные экологические условия;
- обеспечение безопасности жизни, здоровья и сохранности имущества проживающих;
- а также оснащение определенными инженерными системами и оборудованием.

Сам гостиничный бизнес связан с владением и управлением гостиничным комплексом. На данный момент по формам собственности и организации управления в Российской Федерации сложились следующие классификационные группы:
- муниципальные предприятия, являющиеся собственностью города;
- акционерные общества;
- совместные предприятия с участием иностранного капитала;
- ведомственные гостиницы;
- частные гостиниц;
- гостиницы, принадлежащие общественным организациям.

Как уже было сказано выше, в разных странах есть разные системы классификации гостиниц. Так, например, в Греции существует система букв; система «корон» или «ключей» характерна для Великобритании; в Испании существует градация средств размещения по категориям; система же классификации итальянских гостиниц достаточно запутана. Таким образом, можно легко сделать вывод, что гостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, могут существенно отличаться друг от друга.

Наиболее популярной в мировом гостиничном хозяйстве считается Французская национальная классификация отелей или система звёзд. По данной классификации справедливо является правило хорошего коньяка: чем больше звёздочек на фасаде, тем лучше. Она устанавливает для туристских отелей шесть категорий, среди которых пять с присвоением определенного количества звезд (1*, 2**, 3***, 4****, 5*****).

Категория гостиницы – классификационная группировка, характеризуемая определенным набором требований. Минимальные требования на присвоение одной из категории:
- количество комнат;
- общие помещения;
- оборудование отеля;
- комфортность жилья;
- обслуживания;
- доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.

Однако и здесь есть свои особенности. Например, турецкие звёзды могут резко отличаться от французских. А то что касается ОАЭ, так там вообще есть своеобразная «звёздная инфляция». Так небезызвестный Отель «Парус» владельцы скромненько так оценили в семь звёзд! Хотя… надо признать, вполне справедливо.

По типу французской классификации в Европейских странах выделяется немецкая классификация, согласно которой гостиничные предприятия делятся на 5 классов:
туристский класс – 1*;
стандартный класс- 2**;
комфортный класс - 3***;
первый класс – 4****;
люкс – 5*****.

В СССР, а потом и в России до 1994 года существовало «Положение об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям». Гостиницы тогда делились на семь разрядов: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, «Высший А», «Высший Б» и «Люкс». А мотели (отели для автотуристов) – на пять разрядов: 1-й, 2-й, 3-й, «Высший А» и «Высший Б».

В 1994 году РФ были разработаны «Положение о критериях классификации гостиниц», «Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации», а также принят ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц». По ГОСТу все гостиницы постарались подогнать под уже упомянутую нами французскую звёздную систему. А вот кому какие звёзды светят, мы выясним на следующем уроке!

Чтобы все эти стандарты Вас не напугали, хочу предупредить, что с домиками для гостей обстоит все значительно проще – это не отели. А вот что да как делается в сельском туризме, я Вам рассказала в своей книжице «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?».

До встречи.

Ваша первая Лесная учительница Екатерина Москалюк.

 

24 Янв 2006


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать