СЕЗОННОСТЬ В ТУРИЗМЕ                                                                          Главная   Архив

Будем мы с Вами сегодня изучать сезонность.

Если в жизни с экономической наукой Вам столкнуться не пришлось, то, возможно, где-нибудь в газетах или по ТВ слышали, что есть такие экономические, или производственные, циклы, т.е. некоторые сезонные колебания. Они имеются почти во всех отраслях, а особенно ярко проявляются в тех видах хозяйственной деятельности, которые имеют непосредственное отношение к земле-матушке нашей. Т.е. вызваны они самой естественной сменой зимы на весну, весны на лето, а лета на осень, ну и т.д.

Не миновали такие колебания и нашу, туристскую отрасль. Более того, такие колебания туристской активности влияют на весь наш бизнес самым прямым образом. Поэтому изучить мы это явление должны досконально, а также научиться уму-разуму, как с ним справляются в тех странах, где турбизнес уже не первый год народ кормит.

Итак, для начала определим: Сезонность — устойчиво (из года в год) повторяющаяся, характерная для данного места цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий рекреации.

Принято различать четыре сезона туристской активности:

Сезон пик – период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации.
Сезон высокий – период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги.
Сезон низкий – сезон снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги.
Сезон «мертвый» – период, максимально неблагоприятный для организации рекреационной деятельности (например, дискомфортные погодные условия)

Главным образом сезонность в туризме определяется местными природно-климатическими условиями и ресурсами в целом, временем года (школьные и студенческие каникулы, массовые отпуска) и другими факторами.

Сезонные колебания и климатические условия страны также влияют на туристский спрос. Они имеют следующие особенности:
- в северном полушарии спрос на туристско-рекреационные услуги более интенсивен в третьем квартале года, а также во время рождественских и пасхальных каникул;
- сезонность спроса различна и зависит от вида туризма и территории его освоения. Так, лечебно-познавательный туризм подвержен сезонности в меньшей степени, а курортный и горнолыжный – в большей степени;
- каждая дестинация может совершенно по-разному заполняться туристами в течение года. В связи с этим спрос на туристские услуги в отдельном районе, стране, в масштабах всей планеты различен.

Особенно от фактора сезонности страдают курортные гостиницы. Дело в том, что в экономике предприятия есть такие понятия, как постоянные и переменные издержки. Так платежи за ремонт оборудования у нас пойдут к издержкам переменным. Т.е. починил что-то однажды, и оно тебе дальше служит (с этим явлением ещё связано понятие амортизации, но сейчас не об этом). А вот, например, зарплата штатных сотрудников – это издержки постоянные. Также, независимо от загрузки отеля (будь то положенные 70% или же случайно заехавшие 2-3 постояльца), хотельер обязан поддерживать общественные помещения в чистоте, платить за обогрев всего здания и т.п. Есть прибыль – нет прибыли, а платить за это всё обязан.

По этой причине многие курортные гостиницы в низкий сезон закрываются совсем. А уже из таких сезонных колебаний вытекает следующая проблема – это наём и сохранение квалифицированных работников. В таких условиях и заинтересованность в труде организовать сложно, т.к. не работает основной метод стимулирования сотрудников – карьерная лестница.

С проблемой сезонности в туризме в разных странах борются по-разному. Так западная система деления отпуска на две части – это как раз один из методов, благодаря которому пытаются диверсифицировать (распылить) нагрузку на гостиничные площади равномерно в течение года. То же самое относится к детским каникулам. Так, например, в Великобритании дети по три месяца летом не гуляют. И это вовсе не потому, что у нас с детства лоботрясов растят, а из-за того, что в Туманном Альбионе на уровне Палаты Лордов решался вопрос равномерного распределения отдыха по сезонам (а точнее, отдыхающих).

Другое направление – это разработка и продвижение новых видов турпродукта, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, развитие конгрессного и событийного туризма, а также социального туризма для целевых групп: познавательного – для пенсионеров и образовательного – для молодёжи.

А вот то, что касается Финляндии, так это одна из немногих стран Европы, где нет жесткой сезонности в туризме. Причем прошу обратить Ваше внимание, что именно Финляндия ближе всего по климатическим условиям к нашей стране. Те из Вас, кто уже изучили книжечку «Как превратить Ваш домик в деревне в магнит для привлечения туристов?»., знают, что именно финский опыт вдохновил меня организовать наш Интернет-проект. Насколько же грамотно ведётся в Финляндии туристская политика, которая позиционирует её на международном туристском рынке как СТРАНУ ЧЕТЫРЁХ СЕЗОНОВ!

А мы чем хуже? Наша природа тоже во все времена хороша. А зимой в нашей полосе ведь ещё интереснее, чем летом. Сколько мы знаем зимних забав? И крепости со снежными боями, и горки, и катание на лошадях, да лыжи с саням! Может быть, видели репортажи из Индии, там в этом году снег выпал? Так индусы даже и не знали, что из снега комок слепить можно ;) А сколько мы всего из снега делать умеем!

Кстати, сама идея сельского туризма родилась как раз из той же самой проблемы сезонности. Только, конечно, не в туризме, а в сельском хозяйстве. Задумались европейцы, как можно помочь своим фермерам пережить скучные долгие зимы. В результате идея оказалась так хороша, что не только распространилась и на другие сезоны, а даже составила конкуренцию солнечным курортам.

Вот так, дорогие мои, думайте – гадайте, да на ус мотайте!

Ваша первая Лесная учительница Екатерина Москалюк.

 

 

 

11 Фев 2007


Данное письмо можно копировать на другие сайты и пересылать по электронной почте с сохранением формата и авторского блока, разработанного Лесной школой туризма.

Заходите к нам в гости:
www.tourism-school.ru
www.tourclub.borda.ru
Администрация Лесной школы туризма

Распечатать