А.Э. Сергиенко, Ю.М. Скоморовский (г. Севастополь)                             Главная    Статьи

К ВОПРОСУ О ДИНАМИЧЕСКОМ ОСОЗНАННОМ ТУРИЗМЕ

В современном мире туризм и организация способов отдыха становятся интенсивно развивающимися отраслями. При этом на первое место выходят вопросы смысла и ценностей в этих видах человеческой деятельности. Уже известен психо-физиологический феномен, который именуется «каникулярный синдром»: после «организованного» отдыха или туристического путешествия часто требуется большое время на восстановление жизненных сил. Это связано с искажениями в восприятии человеком данных видов активности и собственной жизнедеятельности вообще. Решение этого вопроса может состоять в разработке новых технологий организации туристической деятельности и способов отдыха.

Нам видится, что это возможно на уровне соединения путешествия/отдыха с организацией образования и самообразования, где на первое место выходит нахождение своего образа: мысли, жизни, здоровья… Для этого мы вводим в обращение понятие «динамический осознанный туризм и отдых». Он состоит в том, чтобы во время переключения видов своей деятельности (профессиональная занятость-отдых/туризм) человек мог получить квалифицированную поддержку в его пространственно-временном выражении и расширении собственного сознания со стороны сопровождающего туристическую деятельность специалиста.

Туристическое событие должно способствовать не просто набору впечатлений, а настройке жизненных координат его отображения. Проделанный туристом путь должен гармонизировать его сознание, способствовать становлению логики парадокса, логики творчества, открывать его собственные запасы времени. В этом его отличие от целевого туризма, который предполагает максимальную ориентацию на задачу. При невыполнении цели-задачи вместо отдыха можно получить стресс…

Так, например, поездка в своеобразную культурную среду (другая страна, этническая территория…) должна способствовать узнаванию преимуществ другого, который может быть зеркалом для туриста в нахождении новых решений по его личному самосовершенствованиию. Поскольку другой нашел что-то оптимальное в организации своей жизнедеятельности, то это возможно и в жизни туриста, поскольку это возможно в жизни человека вообще.

Работа специалиста, которая сопровождает туристический выбор человека, часто состоит в том, чтобы помочь ему осознать собственный жизненный интерес, возможные способы решения других жизненных задач, помочь ему стать экспертом в вопросах развития собственного жизненного пути. От сопровождающего также требуется не потакать слабостям туриста, а показать пример парадоксального решения имеющихся у него вопросов через аналогию, помочь увидеть сильные стороны его потенциала. При таком наборе задач сопровождающий должен быть мудрецом. В ходе общения с ним турист может пройти урок мудрости, увидеть новые жизненные перспективы. Тем самым, можно стимулировать положительные изменения в обществе на основе увеличения степени социального оптимизма.

В таком случае важными являются: подготовка специалистов в области туризма и отдыха с учетом развития у них способности более тонких, чем формальная видов логики; сочетание отдыха с консультированием по вопросам причинности различных жизненных ситуаций и проблем; организация туристических маршрутов с учетом посещения мест, которые будут давать поддержку жизни; обучение в ходе отдыха культуре мышления и способности понимать возможные результаты этического выбора; использование технологий Теории Причинности как технологий безопасности жизнедеятельности в туризме и отдыхе; разработка технологий творческого самовыражения туриста/отдыхающего с учетом сути и последствий данного самовыражения и др.

Включение всех этих аспектов в конкретные программы и разработка соответствующих сути туризма и отдыха технологий смогут задать им новый уровень в качестве способствующих жизни видов деятельности.

2006 год

Распечатать